воскресенье, 28 февраля 2010 г.

Автофокус

Ранее, при попытках планирования времени я всегда пытался использовать технологию GTD. Она мне казалась очень правильной и мудрой. Несколько раз в течение продолжительного времени я пытался внедрить ее в жизнь. Составлял списки, ранжировал их, планировал дни, недели, подробно расписывал цели, задачи. И в течение нескольких дней моя затея терпела крах.

Терпела крах просто потому, что сама система отнимала массу времени. Вместо того, чтобы реализовывать свои планы и заниматься делами, я сидел и составлял списки, продумывая при этом, куда отнести ту или иную задачу.


И вот, 14 февраля я случайно нашел сайт Армена Петросяна Мыслехранилище №428, в котором он подробно описывает свои мысли по управлению временем, организации собственных дел, саморазвитию. Потрясающий сайт! Я немало часов уже потратил на его изучение и каждый раз нахожу новые и новые идеи, мысли.

Именно на этом сайте я впервые столкнулся с методикой управления задачами под названием "Автофокус". Подробное изложение есть на ресурса Если Вспомню. А сейчас просто изложу краткую инструкцию.

Во-первых, впервые за несколько лет своих поисков, я отказался от всевозможных электронных версий и завел обычную тетрадь на кольцах формата А5. В которой на первой странице оформил титульную страницу, где указал, кто владелец данной тетради и когда она была заведена. На второй странице я описал краткую инструкцию по использованию метода. А с третьей страницы уже ведутся все необходимые списки.


Если быть точным, то список один.

Во-вторых, в отличие от системы GTD, в данном методе не использование планирование как таковое. Нет привязки ко времени исполнения той или иной задачи. Далее все просто:

Как только в голову приходит новая задача, заносим ее в конец нашего списка. Обрабатывать список следует постранично следующим образом:
  • Прочитайте все пункты на странице не стараясь принимать решения или начинать работу.
  • А теперь перебирайте пункты более медленно до тех пор пока какой-то не выделится из общего ряда.
  • А теперь возьмитесь за эту задачу и занимайтесь ею до той поры пока вам это нравится.
  • Вычеркните задачу и добавьте в конец списка, если вы еще не закончили работу.
  • Продолжайте работать на той же странице. Не переходите к следующей до той поры, пока вы не сможете пробежать всю страницу взглядом от начала до конца без выделяющихся задач.
  • Перейдите к следующей странице и повторите всю процедуру с ней.
  • Если вы перешли к странице и при первом же проходе вы не встретили задачу, которую вы бы выделили - вычеркните все оставшиеся задачи без переписывания их в конец списка. Замечу, что данное правило, естественно, не относится к последней странице, так как вы туда все еще добавляете задачи. Выделите отмененные задачи маркером.
  • Как только вы закончите с последней страницей - переходите к первой, содержащей незаконченные задачи.

Просто? Очень! Единственно, что я добавил немного от себя.

В начале каждого дня красной пастой фиксирую текущее число, чтобы в дальнейшем можно было выделить, когда была записана та или иная задача. В момент вычеркивания задачи используются разные цвета. Если задача закончена или частично закончена, то используется синий цвет для зачеркивания и в начале строки я пишу зеленой ручкой дату завершения. Если требуется повторение выполнения данной задачи, она заноситься в конец списка, причем в конце имени задачи ставиться очередной номер, показывающий прогресс выполнения данной задачи.

Если на странице осталось мало задач и взгляд на них не останавливается, то они вычеркиваются синим цветом и в начале этих строк помечается красным цветом факт переноса задачи в конец списка. После чего эти задачи вписываются в конец списка.

Если же задача была отменена, то она зачеркивается красным цветом.

Таким образом одного взгляда достаточно для того, чтобы понять, на какие задачи необходимо обратить внимание, какие задачи остались за бортом и что уже было выполнено. При этом довольно просто контролируется, сколько времени ушло на то, чтобы реализовать ту или иную задачу.

К тому же есть еще одна небольшая тонкость. Для составления списка используется только правая часть листа, а на левой части записываются примечания или дополнения по задачам. Это позволяет использовать в списке только одну строку под каждую задачу и при необходимости записывать все нужные моменты по задаче в левой части.

Тетрадь я завел 15 февраля. С того момента заполнил порядка 80 задач, из которых примерно половину уже выполнил. Первые дни наблюдал очень существенный прирост своей производительности. Никогда ранее еще не делал так много в течение одного дня. Просто получал наслаждение от самого процесса работы с тетрадью и от того, как продвигаются мои дела.

Однако примерно через неделю стал записывать все меньше и меньше задач. Просто столкнулся с проблемой, что мозг перестал их генерировать. Вероятно, что таким образом он пытается избавиться от перегрузки. Но я не стал забрасывать свою тетрадь и те крохи, что приходят в голову, я обязательно записываю в тетрадь и пытаюсь реализовывать то, что уже записано. Пусть медленнее, пусть не так эффективно, как это было в первую неделю. Но дела продвигаются. Я уже не забываю того, что было запланировано и поочередно реализую все то, что приходило мне в голову.

И самое главное заключается в том, что на ведение дел таким образом тратиться очень мало времени. Записать задачу - меньше минуты. Выбрать задачу из списка - чуть больше. Зафиксировать выполнение - опять же не более минуты. В конце каждого дня трачу порядка 5-10 минут на то, чтобы разобрать список и выбрать, какие задачи отменить, какие перенести.

Тетрадь держу всегда под руками. Но если мысли в голову приходят в тот момент, когда я в пути или на работе, использую для записей обычный блокнот. Из которого как только возвращаюсь домой переношу все задачи в свою тетрадь.

Да, кстати, рекомендуют вести две тетради, одну для дома, другую для работы. Но на работе у меня все распланировано строго по времени, поэтому Автофокус для работы я не стал внедрять и использую данную методику только для ведения своих "домашних" дел.

Очень простая методика. Но в тоже время очень эффективная!

2 комментария:

  1. Для программиста и простая тетрадь - как-то странно...
    Есть ведь куча программ для этого?

    ОтветитьУдалить
  2. Программист? Если честно, к программированию имею очень опосредованное отношение. Если вообще можно так сказать.
    Если в течение нескольких лет я обращал внимание только на программные решения, то теперь больше уделяю внимание именно эффективности решений. А простая тетрадь имеет куда большую эффективность чем все программы и сервисы, вместе взятые.
    Бумага - это то, про что мы постоянно забываем или игнорируем. Но это на сегодняшний день самый мощный инструмент из всех существующих.

    ОтветитьУдалить